Сейчас специалисты, рассуждающие о будущем Донбасса, рассматривают три варианта развития событий – Донбасс полностью подконтролен Украине как до майданного госпереворота, Донбасс становится частью России, и Донбасс идет по пути становления независимых республик, эдакое восточное Приднестровье в более крупной версии.
Так вот лично мне кажется, что скорее всего будет претворен в жизнь именно третий сценарий. Проблематика Донбасса ведь чем-то схожа с Приднестровьем – более богатый промышленный край не хочет тянуть на себе более бедные аграрные регионы, имеющий отличающиеся от них идеологические платформы; была пролита кровь, причем немалая.
Да и грядущая кампания по выдаче жителям Донбасса российских паспортов уже была в своё время опробована в Тирасполе. Гривна уходит из обращения на территориях, подконтрольных Захарченко, и её нишу занимает российский рубль. Выпускников донецких школ будут спокойно принимать в российские ВУЗы, и это тоже скажется на настроениях в крае горняков. Только Донбасс, в отличие от Приднестровья, имеет наземную границу с Россией, что является огромным подспорьем.
Я полагаю, что война прекратится прежде всего потому, что партия бизнеса и финансового капитала победит тех, кто сейчас набивает карманы на кровопролитии. Активы ведь должны генерировать прибыль, а не простаивать из-за боевых действий. Не зря же ведь многие сведущие люди называют основной причиной убийства комбрига Мозгового не его политическую позицию, а тот факт, что он всячески мешал возобновлению работы одного из градообразующих олигархических комбинатов в Алчевске. Бойня нужна тем, кто осваивает военные бюджеты и не нужна тем, кто привык извлекать прибыль из средств производства. Олигархи сделают все возможное, чтобы убрать партию войны от власти, дабы их заводы и фабрики вновь заработали на полную мощность.
Отношения у Донбасса с официальным Киевом будут, мягко говоря, натянутые, как у Северной и Южной Кореи. Слишком велика пропасть непонимания, что разверзлась вместе с гражданской войной. Невозможно будет представить ситуации, когда президент Украины спокойно посетит Донецк и властитель Донбасса нанесет визит в Киев. Пушки замолкнут, но словесная перепалка будет продолжаться. Лишь через двадцать-тридцать лет станет возможен откат к довоенному положению дел, когда Донбасс уживался с Киевом.
Реклама
Мне кажется, что на Донбассе будут официальными два языка – русский и украинский. Донецк противопоставит мультикультурализм мононациональной политике Киева. В Донецке никто никого не будет ущемлять по этническому и языковому признаку. Продолжит свою работу в Донецке «Львовская мастерская шоколада», откроются и новые заведения с украинским колоритом. А вот «Шахтёр» наверняка вернётся на «Донбасс-Арену», будет по прежнему играть в чемпионате Украины и представлять страну в еврокубках. Играет же тираспольский «Шериф» в чемпионате Молдавии и даже выигрывает его, несмотря на все политические моменты. Возвращение «Шахтёра» на родной красавец-стадион станет знаком, что в регионе вновь воцарился мир.
Хочется верить, что к 2025 году на Донбассе будет решена проблема с жильем для тех, кто потерял кров в результате боевых действий. Снова отстраивать одно и двухэтажные дома на месте разрушенных в частном секторе – это задача вполне осуществимая, а вот восстанавливать частично поврежденные в результате артиллерийских обстрелов пяти и девятиэтажные жилища весьма трудно. Без социального партнёрства с бизнесом власти Донбасса вряд ли самостоятельно справятся с этой задачей.
Война и через десять лет будет давать о себе знать на землях Донбасса. К сожалению на минах и растяжках продолжат калечится ни в чем неповинные крестьяне и любопытные дети. В полях и огородах будут находить неразорвавшиеся снаряды. Если ВОВ взрывными «сюрпризами» даёт периодически о себе знать спустя семь десятилетий, то об эхе Донбасской войны спустя десять лет и говорить не приходится.
Остается надеяться, что в новом мирном Донбассе найдут себе место те, кто взял в руки оружие для его защиты. Психологическая реабилитация бывших солдат – важнейшая задача для Донбасса. Если её не провести, то край может ожидать рост преступности, всплеск бытового насилия и волна самоубийств. Без адаптации военных к мирной жизни спокойствие на Донбассе невозможно.
Властителям Донбасса следует приложить все усилия чтобы полностью исчезло такое явление как копанки. Нелегальные шахтёрские промыслы должны навсегда остаться в прошлом. Копанки это атавизм, признак почти что рабовладельческого строя, им нет места в обновленном Донбассе. В регионе должны остаться лишь официально зарегистрированные шахты, отвечающие всем требованиям техники безопасности.
Донбасс в 2025 году – регион, оправившийся от потерь, а вот о процветании края раньше 2035 года пока говорить не приходится – слишком много было разрушено и сломано, нужно немалое время для восстановления и создания новых производственных мощностей.
Хотя после паспортизации Россией Донбасса увеличивается вероятность осуществления второго сценария. Почти полтысячи километров границы с Россией – это серьёзный фактор, и его нельзя сбрасывать со счетов. И уж если Донбасс станет частью России, то восстановление его пойдет очень быстро – в ближайшее время мы это увидим на примере Крыма.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы TikTok и YouTube.