Как известно, в последних числах августа парламент со скрипом и под аккомпанемент уличной стрельбы все же проголосовал в первом чтении за порошенковскую Конституцию. По понятным причинам основное внимание общественности было приковано к той части предлагавшихся изменений, которые касались статуса Донбасса. И наблюдатели сразу же заявили о том, что предложения Порошенко носят характер имитации выполнения минских соглашений.
Однако в Минске Петр Алексеевич давал обязательства перед зарубежными партнерами – Меркель, Олландом и Путиным, которые теперь совместно давят на украинского керманыча, вынуждая его “отвечать за базар”.
Но не менее интересно и то, как Порошенко держит слово, данное “внутреннему потребителю” – то бишь, своему избирателю. Напомню, идя к власти “однотуровый” громогласно анонсировал децентрализацию и предоставление большего обьема прав регионам и местным общинам. И не только прав, но и финансовой самостоятельности, подкрепляющей эти права.
Больше года с Банковой убаюкивали регионы, все нетерпеливее задававшие сакраментальный вопрос” Ну когда же?” обещаниями, что “вот-вот” и что идет работа “комиссии” Гройсмана. Первые звоночки, свидетельствовавшие о том, что вместо обещанной “пули” украинцам собираются подсунуть известную субстанцию, прозвучали еше прошлым летом, когда соратники по коалиции начали громко обвинять президента в попытке под видом децентрализации подмять под себя еще больше полномочий – значительно больше, чем их было даже у Януковича.
После голосования за изменения в Конституцию в первом чтении, вопрос о соответствии обещаний делам встал во весь рост. Потому что вместо новых полномочий регионы получили ..префектов от Порошенко и, как язвительно заметила Татьяна Монтян, плюс 2 % к тем доходам, которые Киев оставлял регионам раньше. То есть, децентрализация от Порошенко оказалась таким же фейком, как и спецстатус для Донбасса.
Реклама
Тогда уже, выражаясь на державной мове, “урвався терпець” у регионов. В те же числа, когда парламент насиловали голосовать за “децентрализацию”, Запорожский облсовет неожиданно принял довольно смелое обращение к Раде и президенту о принятии законопроекта, предоставляющего спецстатус не только Донбассу, но и Запорожской области.
На юридическом языке это звучало так: “законопроект о специальном правовом режиме применения норм законодательства Украины в социально-экономической, бюджетной и других отраслях на территориях с осложненной экологической ситуацией”. За такой спецстатус для региона проголосовали 66 депутатов из 69 присутствовавших на сессии, причем, независимо от партийности – от бывших регионалов и коммунистов до тимошенковцев.
Как говорят запорожские депутаты, в случае принятия закона о спецстатусе для области, станет возможным улучшение социально-экономической ситуации за счет перераспределения налоговых сборов для сохранения средств в местных бюджетах. Оставшиеся в регионе средства будут вкладываться в медицинские, экологические, образовательные проекты, а также социальную поддержку местного населения. Следом за облсоветом, аналогичное обращение к центральной власти принял и запорожский горсовет.
Естественно, в “патриотических” кругах поднялся истошный вой и визг о “происках Ахметова”, о “сепаратистском шабаше”, а знаток военных тайн России Тымчук даже предрек создание ЗНР. Тем не менее, как говорил Остап Бендер, лед тронулся. Прецедент создан.
Хотя запорожские требования сложно назвать прецедентом. Задолго до запорожцев тему “порто-франко” муссировали в Одессе. Идее свободной экономической зоны в этом портовом городе больше двух сотен лет. Одесса имела такой статус тогда, когда никакой Украиной как государством вообще не пахло. И память о тех временах в городе до сих пор жива. Настолько, что идея “порто-франко” эксплуатируется в целях предвыборного пиара самыми разными силами.
Сегодня на этой теме пытается набрать голоса в регионе Оппоблок. В частности, весной этого года активным промоутером одесской свободной экономической зоны был нардеп Вадим Рабинович. Но не только он. Периодически о “порто-франко” вспоминают и в одесской мэрии у Геннадия Труханова, отдельные нардепы готовят соответствующие законопроекты и берутся протолкнуть их через Раду.
И как и в случае с Запорожьем, на эту активность “косо” смотрят националисты-унитаристы, видящие в стремлении регионов к самостоятельности очередные козни Путина.
Палаточная агитация за “порто-франко”, сбор подписей за спецстатус на улицах и площадях города, баннер “Одесса за “порто-франко” на здании Одесского морвокзала и светящаяся вечерняя реклама “порто-франко”на здании Морского бизнес-центра испугали националистов настолько, что нардеп Андрей Левус, соратник небезызвестного Андрея Парубия 27 февраля этого года накатал “телегу” в СБУ и ГПУ с требованием “дать правовую оценку развернутой сепаратистской диверсии против Украины”, которую организаторы, по его мнению, прикрывают фиговым листком “порто-франко”.
А государственное информагентство “Укринформ” тогда же задавалось вопросом: “Кому и зачем понадобилось раскручивать старый миф о свободной экономической зоне в невиданных масштабах?”. Националисты-унитаристы пришли к вполне ожидаемому от них выводу, что естественное стремление людей самим определять как им жить на своей земле – это ничто иное, как “сепаратизм в экономической одежке”.
А теперь вернемся к Порошенко. Чем ответил на требования из Запорожья наш “великий децентрализатор”? На съезде своего блока в Киеве он в резкой форме отверг требования людей, дав понять, что Запорожье не получит специальный статус:”Вчера Запорожский облсовет запросил спецстатус. Нет! Никаких федерализаций в Украине не будет”.
Примерно в таком же ключе Порошенко отвечает и на требования из Донбасса. И не сомневайтесь, в этот речевой шаблон можно подставить название любого другого украинского региона или города – от Мукачево до Харькова и Одессы.
При этом, столь же очевидно, что каждый регион в реальности хочет новых полномочий, а не фиктивной “децентрализации”. И это касается не только регионов исторической Новороссии – то есть нынешнего юга Украины, но и всей страны. Думаете, в Чернигове или Полтаве будут против дополнительных бюджетных средств и прав, этими средствами обеспеченных?
Пока еще Киев может как-то удерживать все эти робкие региональные поползновения под контролем, однако что будет дальше, по мере сжатия шагреневой кожи экономики и уменьшения “кормовой базы”, обеспечивающей консенсус, на котором все эти годы держалась украинская унитарность, не может сказать никто.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы TikTok и YouTube.