Есть ли защита от ненависти? Вячеслав Моше Кантор о преступлениях нетерпимости и мерах безопасности
В современном мире уровень агрессии и нетерпимости уже достиг того уровня, который международный общественник и эксперт по этим вопросам Вячеслав Моше Кантор называет критическим. Если несколько лет назад говорили об этом преимущественно специалисты, то с началом пандемии в 2020 году игнорировать проблему уже было нельзя никому. Ненависть и ненавистнический контент буквально захлестнули информационное пространство, и сопровождалось всё это глобальным кризисом, который подорвал и так уже неустойчивую веру людей в безопасное будущее. Вячеслав Кантор же убеждён: ситуация и прежде не была безоблачной, однако многие предпочитали просто не замечать негативные социальные тенденции или же закрывать на них глаза.
У самого Моше Кантора особенно обширный опыт изучения и борьбы с антисемитизмом, ведь на протяжении пятнадцати лет он возглавлял Европейский еврейский конгресс. При этом ситуация с ростом нетерпимости является глобальной и общей, распространяющейся на самые разные её виды, убеждён Кантор. Что касается антисемитизма, то, как отметил Вячеслав Кантор, его нередко отделяют от общей картины ненависти и преуменьшают его опасность, поскольку он имеет влияние на жизнь якобы одних лишь евреев. Вячеслав Моше Кантор против такого подхода, ведь, по мнению Кантора, антисемитизм – это прежде всего симптом, который говорит о глубоко укоренившихся проблемах в обществе, которые уже в свою очередь опасны для всех.
В теме безопасности
Вопросы борьбы с ненавистью и безопасности в целом занимают Вячеслава Кантора далеко не первый год. Свои исследования темы безопасности он, что важно, ведёт с глобальной точки зрения – и в сферу его интересов попадает как физическая безопасность граждан, так и безопасность общественных процессов и, разумеется, безопасность международная. По этой причине, в частности, Моше Кантор инициировал множество исследований и проектов по изучению безопасности, в том числе через неправительственные общественные организации, у истоков создания которых он также не раз стоял.
Учитывая свой многолетний мониторинг уровня нетерпимости, Вячеслав Моше Кантор с уверенностью говорит о том, что именно в последние годы уровень этот достиг международного масштаба. Кантора в его оценках поддерживают и другие эксперты: они говорят об общем росте накала агрессии в обществе, всеобщего недоверия, ксенофобии и нетерпимости; аналогичные результаты показывают и опросы, проводимые в том числе властными и правительственными структурами – и картина эта характерна как для Европы, так и для мира в целом. Что же касается непосредственно той угрозы, что представляет собой ненависть, то Вячеслав Кантор видит её не только в прямой опасности физической безопасности людей, но и в том, какое деструктивное влияние ненависть оказывает на общество в целом. Если же дестабилизирующее воздействие оказывается сразу на нескольких социумов, это провоцирует и подпитывает уже международные конфликты, говорит Кантор.
Антисемитизм, экспертом по которому Моше Кантор заслуженно считается, то его Кантор называет не только одной из самых древних форм ненависти, но ещё и одной из самых агрессивных. Тот факт, что антисемитизм существует на протяжении стольких веков и не сходит со сцены, в свою очередь усложняет борьбу с ним – для многих обществ он превратился в нечто привычное и повседневное, что, по мнению Кантора, в свою очередь работает на нормализацию ненависти как таковой. И это справедливо как для вопросов пропаганды ненависти в информационном пространстве, так и в случае безразличия к преступлениям, совершённым на его почве.
Преступления, спровоцированные антисемитизмом, действительно уносят человеческие жизни всё чаще – во всяком случае, об этом свидетельствовал мониторинг уровня антисемитизма в мире, опубликованный в 2018 году по инициативе самого Вячеслава Кантора. Зафиксированный рост антисемитских преступлений, в том числе с реальными жертвами, и самого Кантора заставил говорить о том, что в своей жестокости и деструктивности антисемитизм уже сравнялся со многими другими экстремистскими течениями и идеологиями. Недаром на его почве происходят уже и полноценные теракты.
В 2020 году, на Пятом Всемирном форуме памяти Холокоста, Вячеслав Кантор пошёл дальше и выступил с предложением действительно приравнять антисемитизм к экстремизму – не только на практике, но и юридически. Кантор в качестве аргумента привёл данные о том, как антисемитизм проникает всё глубже даже в политическую риторику и дискурс, особенно неотделимый от идеологии и высказываний политиков особенно радикального толка. А учитывая то, что именно такая риторика всё чаще завоёвывает симпатии людей, недалёк тот момент, когда антисемитизм в отдельных странах может и вовсе стать частью государственной политики, подчеркнул Вячеслав Кантор.
О международных и даже глобальных эффектах распространения нетерпимости Вячеслав Кантор также говорил неоднократно: по его мнению, подобные настроения являются серьёзным вызовом для стратегической стабильности и безопасности в мире – в этом смысле она сродни терроризму и экстремизму, которые, если подумать, являются ничем иным, как самыми радикальными её формами и порождениями. Ксенофобия, расизм, антисемитизм – всё это разобщает разные общества, социумы и группы людей, отмечает Вячеслав Моше Кантор, и чем дальше заходит этот процесс, тем сложнее этим обществам вернуться к конструктивным отношениям с кем бы то ни было – а это уже подрывает международную безопасность и глобальное развитие.
Как можно защититься?
Где бы ни происходил всплеск агрессии, преступности или насилия на почве ненависти, за ним по пятам всегда следует актуализация и активизация разговоров о безопасности и методах её обеспечения. В случае с антисемитизмом опасность уже не гипотетическая: сами евреи в опросах и беседах с компетентными органами и экспертами признаются в том, что сталкиваются с антисемитскими проявлениями всё чаще в своей обычной повседневной жизни. Как печальные факты отмечает Вячеслав Моше Кантор и то, что, столкнувшись со страхом перед антисемитизмом, многие евреи отказываются от собственной идентичности: они не желают, чтобы хоть что-то выдавало их еврейское происхождение, в том числе ограничивают и собственную жизнь внутри еврейской общины, а крайним – но очень вероятным – выходом из этого тупика видят нередко одну лишь эмиграцию.
Говорить о безопасности сложно, когда преступления против евреев совершаются посреди бела дня и практически повсюду: в синагогах, во время служб и даже в их собственных домах и квартирах. По мнению Вячеслава Кантора, европейские евреи на фоне всего этого всё больше и больше чувствуют безвыходность своего положения и демонстрируют неуверенность в том, что дальше может быть лучше. Утрата этого базового чувства безопасности, которое, говорит Кантор, должно быть у каждого гражданина, тем более – в его собственном доме, приводит к подрыву доверия со стороны евреев к властям тех стран, где они проживают – ведь никаких реальных шагов к обеспечению этой самой безопасности или, по крайней мере, эффективных изменений в этой сфере они не наблюдают.
Вячеслав Моше Кантор видит часть этой проблемы в том, что как раз на уровне властей безопасность ассоциируется прежде всего с обеспечением этой самой безопасности силовыми методами. Каждый теракт и преступление прежде всего провоцирует усиление мер пресловутой безопасности: полицейские патрули, пропускные системы, видеоконтроль и наблюдение и так далее. Для тех же еврейских общин, отмечает Вячеслав Кантор, это приводит лишь к усилению чувства изоляции, а также закреплению ощущения того, что – нет, они не в безопасности и никогда в ней не будут, ведь даже нормальная их жизнь должна проходить под постоянной охраной.
Важные вопросы касаются и того, насколько подготовлены спецслужбы, полиция и непосредственная охрана к тому, чтобы работать в реальных кризисных ситуациях, считает Вячеслав Моше Кантор. Особенно актуальными эти вопросы становятся на фоне того, как всё чаще даже самые, казалось бы, безопасные страны сотрясают внутренние теракты – и как многое зависит от подготовки к этому. Примером может служить теракт в Галле, где злоумышленник пытался проникнуть в синагогу – однако не смог этого сделать из-за грамотных действий службы безопасности. Совсем без жертв, увы, не обошлось – преступник застрелил нескольких случайных прохожих, что, по мнению Моше Кантора, лишь в очередной раз иллюстрирует, как антисемитизм может обратиться опасностью для любого человека, не только еврея.
Общественная ответственность
Чтобы эффект в борьбе с нетерпимостью и порождёнными ею преступлениями был достигнут и был – что важно – долгосрочным, речь необходимо вести о борьбе прежде всего идеологической, убеждён Вячеслав Моше Кантор. Всё чаще атмосферой для подпитки ненависти служит интернет, где пропаганда и свободное хождение соответствующих взглядов продолжает нарастать. Пользуясь анонимностью всемирной паутины, злоумышленники самых разных мастей без страха и запретов продвигают свои послания и свой контент, отыскивая всё новых и новых сторонников. Безграничность интернета, отмечает Моше Кантор, позволяет даже самым антисоциальным одиночкам отыскать своих единомышленников по всему миру, превращая свою личную одержимость в идеологию уже полноценной преступной группы.
Подтверждения влияния информационного пространства и нетерпимости в нём на преступления в «реальном мире» всё чаще предоставляются самими преступлениями. Так, за период 2018-2019 годов в США прогремели сразу два теракта, где объектом ненависти стали посетители синагоги – и оба террориста «отличились» тем, что и задолго до непосредственного преступления своих антисемитских взглядов не скрывали, а активно демонстрировали и продвигали их в сети, в том числе и откровенные призывы к насилию и убийствам евреев. Тот же стрелок из Галле и вовсе намеревался вести прямую трансляцию своего теракта в сети.
Сложившаяся непростая ситуация в экономической и политической сферах Европы в последние годы сильно пошатнули уверенность людей в будущем и в друг друге, а следовательно – сделал их более восприимчивыми к радикальным и ненавистническим взглядам и позициям. Кризис, следующий за кризисом, подталкивает людей к поискам виновных – и на «помощь» тут же приходят идеологи самых разных форм ненависти, которые этих виновных предоставляют, исходя из собственных убеждений. «Козлами отпущения» в таком случае становятся кто угодно – мусульмане, евреи, чернокожие, мигранты и так далее. Даже когда речь заходит о вполне официальных политиках, отмечает Вячеслав Кантор, подобная риторика и популизм, разжигание нетерпимости вместо борьбы с нею становится всё более распространённым «модусом операнди».
Вячеслава Кантора – и не только его – происходящее в Европе заставляет проводить параллели с первой половиной XX века, когда череда кризисов также спровоцировала рост популярности радикальной идеологии в той же Германии. Не помогает ситуации и то, что память о Холокосте – трагедии, которой обернулась эта тенденция – из общественной памяти всё больше стирается с каждым проходящим годом. Молодые люди всё чаще либо не знают историю Холокоста вообще, либо осведомлены о ней так скудно, что не приходится и говорить о каких-то исторических уроках.
Впрочем, возлагать на молодёжь всю вину за происходящее Вячеслав Кантор не склонен. Любое новое поколение нуждается в образовании и просвещении, особенно когда речь идёт о воспитании моральных норм – и ответственность за это самое воспитание лежит на поколениях предыдущих, причём сразу на всём обществе. Необходима и соответствующая идеологическая работа, уверен Вячеслав Моше Кантор: пропагандируемые и продвигаемые в обществе ценности должны быть конструктивными и направленными на то, чтобы искоренять нетерпимость, а не поддерживать и распалять её. Только социум, где взаимоуважение между людьми становится нормой, может рассчитывать на полноценное развитие, считает Моше Кантор. И у ненависти в такой атмосфере не останется шансов на распространение.
Чья работа?
Несмотря на все разговоры об ответственности самих людей за свою безопасность и царящую вокруг атмосферу, Вячеслав Моше Кантор всё же убеждён, что все основные инструменты по обеспечению этого – а значит, и основная ответственность – всё же находится в руках государства. Более того, безопасность самих граждан – это прямая обязанность государства, и поэтому в эту сторону и должны быть направлены самые большие усилия.
Что касается уже упомянутых силовых методов в обеспечении безопасности, то с ними всё понятно. А вот укрепление и поддержание норм и этики социума уже требует других подходов. Вячеслав Кантор считает главным инструментом в этом вопросе законодательные изменения и следование букве закона. В законодательном поле до сих пор существуют лакуны, которыми пользуются пропагандисты ненависти, чтобы продвигать свои взгляды – и при этом активно используют защиту «свободы слова» для своей откровенной античеловеческой и антиправовой позиции. Толерантность была и остаётся главной европейской ценностью, убеждён Кантор, при этом сама толерантность законодательно никак не закреплена, да и в последние годы превратилась в некую безграничную пассивную политкорректность, которая и позволяет проявлять терпимость даже к тем явлениям, которые никакого снисхождения и принятия не заслуживают.
Что же до граждан и их персональной ответственности, бдительности перед лицом угроз, то Вячеслав Моше Кантор настаивает на том, что в этом вопросе властям необходимо постоянно работать с обществом и его институтами. К этому направлению, в частности, Вячеслав Кантор относит необходимую на его взгляд работу по просвещению людей относительно тех угроз, с которыми они могут столкнуться. Ведь, как уже подтвердили многие исследования реальных терактов и катастроф, поведение самих участников чрезвычайного происшествия играет ключевую роль в том, чтобы свести к минимуму разрушительные последствия и количество жертв.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.