В Крыму знают, за счёт чего выстоит русская цивилизация
Крыму удается оставаться островом межнационального и межконфессионального спокойствия благодаря приверженности русской цивилизации, в которой есть место всем этносам и религиям.
Такое мнение в эфире «Крым 24» высказал директор «Центрального музея Тавриды» Андрей Мальгин, передает корреспондент «ПолитНавигатора».
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
«Это хороший вопрос и хороший повод порассуждать о природе русской культуры, русской цивилизации, российской цивилизации. Как её ты ни назови, это такой концепт, который ещё не превратился в клише, он не устоялся, и поэтому уместно о нем говорить. Отрадно, а может быть это просто такой исторический факт, что сама идея оригинальной русской цивилизации или какого-то социокультурного типа «Россия», она была сформирована в Крыму.
Это сделал Николай Яковлевич Данилевский в 80-е годы XIX века. Он жил здесь, это выдающийся наш отечественный философ, мыслитель, естествоиспытатель. Он жил в Мшатке на берегу Чёрного моря и в своём имении разработал эту концепцию, которую он изложил в книге «Россия и Европа», противопоставив Запад как бы особый вид такой человеческой активности и мысли, и ценностей, противопоставив ему Россию», – отметил он.
«Но Данилевский говорил, что мы ещё не можем до конца сказать, чем же мы отличаемся. Дело в том, что наша цивилизация находится в состоянии становления. В то время, как предшествовавшие российскому культурно-исторические типы формировались раньше. И формировались очень часто в такой конфликтной среде. Потом уже в XX веке мысли Данилевского нашли развитие в трудах целого ряда философов, публицистов, от, условно говоря, Джозефа Тойнби, до последних американских публицистов, в частности Хантингтона», – пояснил ученый.
Данилевский, Тойнби и другие философы приходят к выводу о том, что цивилизации очень тяжело уживаются друг с другом. Ведь то, что происходит сейчас в Палестине, это не просто конфликт двух этносов – это конфликт двух систем.
«Данилевский или Тойнби назвал бы одну из этих цивилизаций «иудейской», вторую – «мусульманской». Можно по-разному эти цивилизации называть, но несомненно здесь нечто большее, чем просто неприязнь этносов друг к другу. Здесь культурно-политической конфликт на лицо. Дело в том, что даже этническая близость не гарантирует спокойного такого взаимно сосуществования. Собственно, это и в библии было отмечено. Ведь этот судьбоносный конфликт Каина и Авеля. Этот образ, который может нам рассказать об этой ссоре семейной. Но именно семейные ссоры часто бывают исключительно жестокими. И задача российской цивилизации как раз и заключается в поиске такой основы взаимоприемлемого существования», – считает Мальгин.
«Потому что если говорить о русской цивилизации, как о таком единстве, это синтетическая система. Она включает и исламское начало, она включает и православное. Там могут найти место себе – и представители вариантов западного христианства, и представители верований совершенно не монотеистических, скажем, народы Севера в Сибири. И вот сейчас в этом котле варится очень интересная похлебка. Как в свое время сказала Екатерина II в связи с событиями в Крыму: «мы завариваем кашу, кому-то будет вкусно».
И вот, приблизительно эта каша варится и сегодня. И наша задача извлечь уроки враждебных взаимоотношений цивилизаций и попытаться избежать тех ловушек, которые старый мир… он поднаторел в создании этих ловушек, а нам нужно конечно всячески пытаться их преодолеть», – заключил он.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.