Униатская сущность «украинской Украины»
Что следует понимать под странным словосочетанием «украинская Украина» – это «масло масленое», или нечто совсем другое? Какие силы борются за «УУ», каковы их шансы на «пэрэмогу»? И почему ответ на оба вопроса следует искать в истории униатства?
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор – Киев» в Facebook, Одноклассниках или Вконтакте
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
Половина участников «евромайдана» – грекокатолики, хвастался апостольский экзарх украинских униатов Франции, Швейцарии и стран Бенилюкса Борыс Гудзяк.
Брестская уния и Русская… униатская церковь
Униатство, или грекокатоличество на территории Украины возникло в конце XVI века. 23 декабря 1595 года в Риме был подписан Акт о присоединении Киевской митрополии Константинопольской православной церкви к Римско-католической церкви, а 19 октября 1596-го (н.ст.) его утвердил униатский собор в Бресте – отсюда название Брестская уния.
Предметом акта являлось принятие епископатом Киевской митрополии КПЦ католического вероучения и переходе в подчинение римскому папе с одновременным сохранением богослужения византийской литургической традиции на церковнославянском языке.
В результате на территории Речи Посполитой возникла Русская униатская церковь, к которой вскоре присоединились Львовская и Луцкая православные епархии.
Идеолог Брестской унии – иезуит Пётр Скарга
Но одновременно с униатским в Бресте состоялся и собор православного духовенства Киевской митрополии во главе с патриаршим экзархом Никифором, двумя епископами и князем Константином Острожским. Присутствующие православные иерархи отказались поддержать унию, подтвердили верность Константинопольскому патриархату и предали униатов анафеме. На их стороне оказались большинство простых священников и мирян.
Польские власти и перешедшие в унию епископы не принимали во внимание их мнение и старались загнать в новую конфессию насильно. Тем более, король Речи Посполитой Сигизмунд III предоставил ей привилегии, позволяющие отнимать у православных храмы и монастыри вместе с земельными владениями. Если в начале 90-х прошлого века и в наши дни захваты храмов УПЦ представляют собой бандитизм и рейдерство, на заре грекокатоличества имущество православных передавали Русской униатской церкви по решению суда.
Всё войско Запорожское против грекокатоличества
Однако церковные общины и монастырская братия не смирились с таким «законным» грабежом. На защиту их интересов стали казаки, которые останавливали униатов угрозами и силой, а слишком рьяных убивали. Унию не признали главные православные обители Киева. Печёрскую лавру король даже официально освободил в 1603 году от униатской юрисдикции.
Около 1615 года противники унии объединились в Киевское братство, куда в 1616-м вместе со «всем войском Запорожским» вступил гетман Пётр Сагайдачный, установив над ним свою опеку. Униаты не сумели противопоставить казакам и мещанам продуманные и решительные действия. Когда в 1618 году наместник Выдубицкого монастыря униат Антоний Грекович попытался силой подтвердить права на владение Михайловским Златоверхим монастырём, казаки его тотчас отбили, утопив наместника в Днепре.
Митрополит Киевский Пётр Могила
В 1620 году иерусалимский патриарх Феофан благодаря казакам и лично гетману Петру Сагайдачному назначил митрополитом Киевским Иова Борецкого, обновив тем самым в Киеве православную иерархию. В 1626-м в руки православных вновь начали переходить церкви, монастыри и их имущество. Точку в противостоянии поставила смерть Сигизмунда III. Новый король Владислав IV в 1633 году признал законность православной церкви, а Петру Могиле, ставшему киевским митрополитом, были переданы все киевские храмы и обители. Один Выдубицкий монастырь оставался во владении униатского митрополита Иосифа Рутского до его смерти в 1637-м.
Как видим, Русская униатская церковь – предшественница Белорусской и Украинской греко-католических церквей – возникла под «крышей» Ватикана с Варшавой и «продвигать» в православной народной среде пыталась именно их, а не украинцев и белорусов, интересы. При этом заручиться поддержкой народных масс униатским клирикам не удалось, наоборот – мещане при поддержке казачества встали за православие и добились восстановления его в правах. Далеки оказались от народа грекокатолики – совсем как два века спустя декабристы (по выражению некоего Ленина)!
На те же грабли: от восстания Хмельницкого к Колиивщине
В 1648 году Богдан Хмельницкий возглавил казачье восстание, к которому присоединились массы крестьян и мещан. Одни сразу вливались в его войско, другие создавали партизанские отряды и громили имения поляков, захватывали города и замки с польскими гарнизонами. Крестьяне и горожане старались отомстить полякам и евреям за притеснения, которые длились долгие годы. Крепко досталось и униатам, находившимся на стороне польской короны: повстанцы расправлялись с ними не менее жестоко, чем с «ляхами» и «жидами».
Восстание Хмельницкого
Восстание Хмельницкого закончилось Переяславской радой и русско-польской войной 1654-1667 гг., по результатам которой было подписано сначала Андрусовское перемирие, затем – Вечный мир. Согласно последнему Речь Посполитая признала владениями Русского царства Левобережную Украину, Киев, Запорожье, Смоленск и Чернигово-Северскую землю, а правобережная часть Гетманщины осталась под Польшей.
История не научила польских панов и священнослужителей ничему: политический, экономический и религиозный гнёт на Правобережной Украине продолжился. Украинских крестьян опять стали насильно «переводить» в унию. А уравнение в правах католиков и религиозных диссидентов (некатоликов) в 1768 году привело к созданию шляхтой так называемой Барской конфедерации, отряды которой рассыпались по Правобережью и стали творить страшные зверства над православными. Ответом послужило восстание крестьянского и казацкого населения, известное как Колиивщина, которое захватило Киевщину, Брацлавщину, Подолье, Волынь и докатилось до Галичины. Пресловутая Уманская резня – лишь один из эпизодов. Гайдамацкие отряды убивали поляков, грекокатоликов и евреев во многих городах и весях Волыни и Подолья.
Колиивщина
После “Колиивщины”
Восстание найдамаков было подавлено совместными усилиями польских и российских войск, но для Польши всё закончилось очень печально. Колиивщина фактически послужила началом Первого раздела Речи Посполитой. Как известно, за ним последовали Второй и Третий разделы, закончившиеся упразднением польской государственности. В итоге бОльшая часть правобережной Украины оказалась в составе России, и только земли Восточной Галичины отошли к Австрии.
После этого началась “обратка” и православные стали мстить униатам за столетия притеснений. Царица приказала арестовать тех униатских священников, кто откажется переходить в православие. Вместо арестованных, изгнанных и погибших в смуту униатских священнослужителей Святейший синод Русской православной церкви назначил новопосвящённых священников. 1200 храмов, ранее принадлежавших униатской церкви, стали православными.
О том, сколь нелепо делать из праздника православных казаков Покрова Пресвятой Богородицы необандеровский «День защитника Отечества», – ПолитНавигатор уже писал.
Украина для украинцев – каких?
В конце XIX века в Австрии униаты стали орудием «украинизации» Галичины, которую Вена затеяла, взлелеяв надежду на захват территорий вокруг Днепра.
Парламент Австрии
В октябре 1911 года профессор Львовского университета, член парламента Австрии, униат Станислав Днистрянский в речи на партийном митинге в галицийском городке Куликове заявил, что украинцы стремятся с помощью австрийского правительства исправить ошибку великого Богдана, а именно – оторвать «Украину» от москалей и основать своё особое украинское королевство».
В августе 1915-го в обращении к высшему военному командованию Австро-Венгрии созданная при финансировании Вены «Общеукраинская национальная Рада» в лице депутатов рейсхсрата (австрийского парламента) от Галиции Е. Олесницкого, К. Левицкого и Л. Цегельского настойчиво предлагали германо-австрийцам наступать до Днепра и Черного моря. Все три депутата – выходцы из семей униатских священников, последний – активный участник преследования галицкого русофильского движения Прикарпатской Руси. Что интересно, костяком галицких русофилов тоже поначалу было униатское духовенство. Однако по мере ожесточения репрессий и политической борьбы все больше панотцов переходило на украинофильские позиции.
В дневнике “Каменяра” Ивана Франко дотошные историки обнаружили фразу: «Меня сегодня кровно образили, меня обозвали украинцем, хотя все знают, что я – русин». А объяснение сему таково: до начала Первой мировой войны этнонима “украинцы” не было, а “украинство” означало политическую позицию, своего рода “партийность”, обозначавшую приверженность к идее создания “Украины”.
А национальность «украинец» появилась в употреблении уже позже – в паспортах жителей УССР по итогам переписи населения 1926 года. В Кобзаре Тараса Шевченко много раз употреблено слово Украина – как земля или страна, но ни разу, ни в одном произведении, в том числе прозе, не использовано слово «украинка» или «украинец» в качестве этнонима. Не верите? Попробуйте найти.
Напрашивается вывод, что «украинская Украина» означает антирусская и антиправославная. Но при этом нужно понимать и другое: национальный миф, как называет его исследователь нацибилдинга Бенедикт Андерсон, формируют воображаемые сообщества, даже если таковых нет в реальности. Эти сообщества, содержащие в себе людей, так влияют на членов, что вскоре они себя ассоциируют с носителями этого мифа. Именно этим объясняется феномен русскоязычных и русскокультурных «укропов» сейчас на территории Украины.
И не случайно одним из столпов нынешнего навязывания обществу дремучих националистических мифов является все та же униатская церковь. Устанавливаются памятники униатскому митрополиту Шептицкому – тому самому, который писал приветственные письма Гитлеру, а униаты распространяют свое влияние уже не только на Киев, а даже на Донбасс.
Как говорится, старый конь борозды не испортит.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.